«Ежедневно мы теряем время в очередях, на кассах в магазине. А что, если всего этого можно избежать?» – такая мысль возникла 4 года назад у специалистов в компании Amazon. И с тех пор они разрабатывали проект магазина, в котором нет продавцов и касс. Просто товары. Заскочил на минуту, взял что нужно — и ушёл.
Недавно в Сиэтле открылся первый магазин Amazon Go по адресу «2131 7th Ave, Сиэтл, штат Вашингтон», на углу 7-й авеню и Бланчард-стрит возле штаб-квартиры Amazon. В новом продовольственном универмаге можно не расплачиваться на кассе — просто положить товар в сумку и свободно уйти. Там нет ни кассовых терминалов, ни продавцов — только умные сканеры. Пока магазин работает в режиме бета-тестирования только для сотрудников Amazon.
На 170 кв. м площади магазина, помимо полок с обычным ассортиментом продуктов и товаров первой необходимости, есть только сканеры на входе, где покупатель сразу должен авторизоваться через QR-код в мобильном приложении Amazon на смартфоне. Вы ходите по магазину, выбираете нужные товары, складываете их в пакет или просто рассовываете по карманам. Затем выходите из магазина через специальные турникеты — и сумма покупки автоматически списывается с вашего счёта в Amazon.
На полках расположены датчики компьютерного зрения и глубокого обучения, так система понимает, когда продукт берут с полки, а когда — ставят обратно. Пока вы выбираете товары, они отмечаются в виртуальной корзине приложения. Как только вышли — оплачиваются.
В «магазине будущего» продаются разнообразные продукты, в том числе свежие салаты, выпечка, молоко, сыр и шоколад от местных фермеров, готовые завтраки, обеды и ужины. Есть удобные комплекты Amazon Meal Kits, из которых можно быстро приготовить еду на одного-двух человек. Работают кондитеры, повара и другие специалисты.
Компания планирует открыть на территории США 2000 экспериментальных продуктовых магазинов, а в том же Сиэтле в прошлом году Amazon уже открыла книжный магазин такого же типа.
Магазин совсем без персонала открывают не только IT-гиганты. В январе прошлого года в шведском городе Викен появился круглосуточный ларек, в котором можно расплатиться с помощью смартфона.
Компания Amazon известна тем, что строит бизнес в интернете не на марже, а на больших оборотах. Ключевые элементы такой стратегии — демпинг, выжимание конкурентов, монопольные соглашения с поставщиками. Если компания сохранит свои методы ведения бизнеса в оффлайне, то можно ожидать открытия целой сети магазинов Amazon Go, вместе с инфраструктурой складов и продвинутой логистикой. Компания эффективно заменяет людей роботами на складах. В торговом зале та же стратегия позволит сократить издержки и увеличить пропускную способность магазинов. Здесь экономия не только на зарплате, но и на инкассации наличных, на работе кассовых аппаратов и платёжных терминалов. Всё это позволит в перспективе уменьшить накладные расходы и снизить стоимость товаров в магазине по сравнению с магазинами старого типа, где работают живые кассиры.
Ещё один немаловажный момент заключается в том, что упрощение процедуры расчёта в магазине увеличивает размер среднего чека. Чем проще расстаться с деньгами — тем больше товаров человек купит в магазине. Как показывают исследования, при покупке по кредитной карте потребители оставляют в магазине бóльшие суммы, чем при покупке за наличные.
2 февраля о планах по запуску в России «умных магазинов» заявил директор по информационным технологиям Х5 Retail Group Фабриcио Гранжа. «Я обсуждаю это с одной компанией, которая делала для Amazon, обсуждаю возможность сделать этот пилот в России, но это пока фаза обсуждения», — сказал он.