Дебиторская задолженность в digital
Только 100%-ая предоплата дает возможность не беспокоиться о задолженности клиента.
С другой стороны, полностью исключая расчёты после оказания услуг, можно лишиться важных и крупных заказчиков. Надо адекватно оценивать надёжность контрагента и риски работы с ним, и знать, как поступать, когда вам не платят.
Для начала нужно выяснить, какие клиенты и почему могут попросить постоплату. Они все делятся на 4 типа:
- Компании, проводящие тендеры. В этом случае в заранее публикуемом драфте договора с победителем бывает условие оплаты по факту. Это самый удобный тип заказчиков – крупный стабильный бизнес, обладающий нужными средствами. Риски здесь самые минимальные, так как репутация вызывает доверие.
- Клиенты, которые привыкли работать по постоплате с другими подрядчиками. Такие компании нужно оценивать тщательно.
- Те, кто опасается передавать вам деньги до получения видимого результата. С ними лучше действовать силой убеждения или демонстрацией достигнутых успехов: построить взаимное доверие с заказчиком важнее, чем быстро договориться о порядке расчётов. Один из вариантов компромисса в этой ситуации – частичная предоплата.
- Клиент может просто не иметь достаточно средств для оплаты ваших услуг. Это та ситуация, в которой постоплату точно назначать нельзя. Вы сможете понять это по прямым или косвенным подтверждениям, но, если вероятность нехватки денег высока, рисковать не имеет смысла.
- Год основания компании (говорит о финансовой устойчивости)
- Количество юридических лиц в структуре организации (чем их больше и чем понятнее их цели, тем выше вероятность проведения через них «сервых» схем; если дело дойдёт до суда, важно понимать, кто будет выступать ответчиком (бывает, что претензии предъявляются к «закупочному центру» структуры, который легко могут оставить без денег – и взыскать будет нечего)
- Признаки реальной деятельностикомпании (у работающих предприятий собственник обычно не совпадает с генеральным директором и есть сведения о выполненных проектах). Это помогает понять объёмы выручки за последние годы.
- Оценить его положение и проследить за отсутствием крупных долгов и необычных операций.
- Убедиться, что имеете дело с реально функционирующим предприятием, не привлекавшимся к частой судебной ответственности.
- Постоянно контролировать своевременную оплату услуг и сохранять все закрывающие документы.
- При просрочке предложить «щадящий» график платежей, не вызывающий дополнительных трудностей, и обозначить последствия его нарушения.