Индекс биг мака
Индекс Биг-Мака — неофициальный способ определения паритета покупательной способности (ППС).
Он основан на теории паритета покупательной способности, по которой валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров в разных странах (т.е. отношение обменных валютных курсов), только вместо корзины берется один стандартный бутерброд, выпускаемый компанией McDonald’s повсеместно.
Делается это для того, чтобы определить реальные обменные курсы валют различных государств. Такие исследования журнал «The Economist» ведет с 1986 года. Биг-Мак используется экспертами журнала в качестве эталона по двум причинам: McDonald’s представлен в большинстве стран мира, а сам Биг-Мак содержит достаточное количество продовольственных компонентов, чтобы считать его универсальным слепком народного хозяйства. Его стоимость в каждой стране зависит от объёмов выпуска, цены аренды, сырья, рабочей силы и прочих факторов. Этот способ позволяет увидеть несоответствие стоимости валют у стран с похожим уровнем дохода, тем более в кризис, когда дорогая валюта особенно невыгодна. Слабая валюта дает преимущество по издержкам и ценам на продукцию.
Исходя из данных за 2016 г., самый низкий ППС в Египте, а самый высокий в Швейцарии. Россия находится на 7 месте снизу.
Если брать индекс биг мака в чистом виде, валюты развивающихся рынков будут все время казаться чрезмерно слабыми, и в этом главный недостаток простого анализа цен на бургер. Поэтому для оценки состояния экономики стран, используя стоимость бургера, нужно учитывать еще и доходы населения, а также стоимость рабочей силы.