Как 5 долларов превратить в 650 за 2 часа?
Порой особенности предпринимательского мышления поражают: нескольким группам молодых людей удалось превратить 5 долларов в 600 за 2 часа! Такой эксперимент проводился одним из преподавателей Стэнфордского университета.
«У вас есть 5 долларов стартового капитала и ровно 2 часа, чтобы его приумножить. Время пошло.» — так начинает свой курс по предпринимательству и инновациям преподаватель Тина Силиг. Она разбивает студентов на команды, раздаёт конверты с 5 долларами и дает ровно 2 часа на выполнение.
Данное задание направлено на демонстрацию предпринимательских способностей и оригинального мышления при помощи выявления возможностей, оценки предположений, ограниченных ресурсов и максимального использования воображения.
Итак, как вы думаете, какие способы используют студенты, чтобы с пользой потратить эти 2 часа?
Что бы сделали вы, оказавшись на месте этих студентов? Некоторые люди отвечают так: «Поехал бы в Лас-Вегас» или «Купил бы лотерейный билет». Как правило, это вызывает всеобщий смех. Эти люди готовы на высокий риск в обмен на довольно небольшой шанс удачи.
Нередки предложения об открытии автомойки или магазина – в этих случаях 5 долларов превратились бы в средства для закупки материалов и продуктов для начала работы.
Большинство тех, кто выполнял это задание, в конечном счете, находили способ выйти за рамки стандартов. Они подвергли сомнению огромное количество традиционных решений и смогли реализовать массу возможностей для создания максимальной ценности в заданных условиях.
Каким образом они действовали? Группы, заработавшие больше всех денег, вообще не пользовались стартовыми 5 долларами. Они поняли, что эта сумма никак им не поможет, и решили посмотреть на проблему шире: «Что, если мы начнем с полного нуля?». Они огляделись по сторонам, покопались в своих талантах и раскрыли свой творческий потенциал, чтобы определить суть проблем.
Выигравшие команды смогли выручить до 600 долларов, а средний возврат на инвестиции в размере 5 долларов составил 4 000 процентов! Если принять во внимание, что многие вообще не использовали начальный капитал, то финансовый возврат относительно нее был практически безграничным.
Одна группа студентов обратила внимание на проблему студенческих городков – длинные очереди перед популярными ресторанчиками по вечерам в субботу. Молодые люди решили помочь людям, которые не хотели ждать. Они бронировали по несколько столиков в ресторанах. С наступлением назначенного часа они за 20 долларов продавали право на вход в ресторан тем, кто хотел немедленно туда попасть.
За вечер студенты сделали несколько интересных наблюдений. Прежде всего, они поняли, что девушкам лучше удается продавать забронированные столики, чем юношам. Также они заметили, что лучше всего операция удается в тех ресторанах, где ожидающим клиентам выдают пейджеры, на которые приходят сигналы о готовности столика. Физический обмен пейджерами создавал у клиентов впечатление, что они получают за свои деньги нечто весомое и материальное. Им было комфортно передавать деньги, получая пейджер.
Другая группа студентов поступила еще проще. Молодые люди поставили перед зданием студенческого союза специальную стойку и принялись бесплатно измерять давление в велосипедных шинах. При необходимости подкачки члены команды с радостью делали это всего за 1 доллар. Поначалу им казалось, что они наживаются на своих товарищах – студентах, которые теоретически могли бесплатно подкачать шины на ближайшей бензоколонке. Однако, обслужив нескольких первых клиентов, команда поняла, что велосипедисты были невероятно им благодарны. В сущности, уже через час после начала работы, команда перестала брать фиксированную плату и просила вместо этого заплатить сумму, которую клиент посчитал бы уместной. Прибыль тут же выросла в несколько раз.
Победители этого «соревнования» были самыми креативными и смогли заработать 650 долларов всего за 3 минуты! Они смотрели на эту задачу под другим углом. Всё просто. Они сделали вывод, что самый ценный их ресурс – это не 5 долларов и не 2 часа времени, а три минуты презентации в понедельник, и решили продать это время одной компании, которая хотела пригласить на работу студентов. За возможность пообщаться с потенциальными сотрудниками представители компании заплатили 650 долларов.
Они создали трехминутный рекламный ролик этой компании и показали его студентам вместо рассказа о своих действиях на предыдущей неделе. Это было великолепным решением, о котором даже не задумались остальные молодые люди.
Курс Тины Силиг в Стэнфорде считается одним из самых популярных, потому что во время него студенты учатся смотреть на мир и проблемы под другим углом. Тина уверена: неважно, какой расклад в жизни или бизнесе ты имеешь, при правильном подходе к ситуации можно выжать из неё максимум!
Совершенно неважно, как много у тебя «проблем», их все можно превратить в новые возможности. Тина доказывает: придумывать новые идеи — это просто! Решать проблемы — это просто! Начинать бизнес — это просто! Превратить плохую идею в хорошую — это просто! Не надо ничего усложнять. Просто немного измените угол зрения.
Тина говорит, что в её окружении закрепилось такое определение слова «предприниматель»:
Предприниматель — это человек, который занимается выявлением проблем и превращением их в выдающиеся возможности.
Это значит, что для любой проблемы всегда имеются креативные способы решения, даже если ресурсов у вас мало. Это значит, что очень часто мы загоняем себя в жёсткие рамки и нам кажется, что мы в тупике. А нужно всего лишь сделать шаг назад и изучить проблему.
Для того чтобы увидеть новые возможности, нужно просто «снять шторы, и тогда перед открывается новый мир».