Как крепостной основал династию кондитеров
Бывший крепостной Степан Абрикосов окончил четыре класса училища, с трудом читал и писал. Это не помешало ему стать успешным предпринимателем и знатоком рынка.
У каждого предпринимателя есть свои принципы. Особенно стоит приглядеться к принципам человека, который из обычного крепостного стал купцом и основал свою кондитерскую династию.
Степан Абрикосов, основатель шоколадной империи, будучи крепостным, отпросился у барыни на оброк в Москву и начал торговать вместе с сыновьями джемом и конфетами. Когда дела пошли успешно, он выкупил свою семью на волю и даже выслужил купеческое звание. В управлении бизнесом семья придерживалась шести принципов, которые Абрикосовы применяли почти 200 лет существования династии.
В Москве Степан начал торговал с лотка. А когда покупатели оценили сладости, сразу появились крупные клиенты. Также помогло сарафанное радио.
-
- Доверяю только себе. Степан сам изучал все тонкости, контролировал финансы и производство. Никому, даже братьям, он не позволял вмешиваться в рецептуру и ассортимент товара – боялся конкуренции. Этот же подход переняли его дети и внуки. Например, Алексей Абрикосов, несмотря на то что содержал штат из 24 человек, лично покупал сырье: ездил на базар за фруктами и ягодами. Он сам вел бухгалтерию, а упаковывать товар поручал жене и старшим сыновьям.
- Слежу за дисциплиной. Рабочие трудились круглосуточно с апреля по октябрь, на производстве поддерживалась строгая дисциплина. За малейшее нарушение порядка выгоняли. Например, однажды уволили работницу, которая принесла в цех дощечку, чтобы подложить себе под ноги для удобства. Применяли и меры экономического воздействия. Чтобы избавить цех от крыс, управляющий установил работникам вознаграждение – 10 коп. за каждого пойманного грызуна.
- Забочусь о работниках. На фабриках Абрикосова сотрудникам выплачивалось солидное жалованье – 45 руб. в месяц. В 1896 году средний годовой заработок рабочего составлял 188 руб. Правда, в полной мере это относилось только к мужчинам. Труд женщин оплачивался за каждый отработанный день, и получали они гораздо меньше. Неравенство проявлялось и в условиях труда. Например, мужчинам полагался обед из трех блюд. Женщины заботились о пропитании сами, на предприятии им выдавали только кусок хлеба и чашку чая.Помимо зарплаты, работники получали премии. За каждый последующий год полагалась прибавка к жалованью. Еще предоставлялись бонусы: сладкие подарки к праздникам и скидки на продукцию. Так, в магазине фунт шоколада стоил 1 руб. 40 коп., а рабочие фабрики платили за эти же конфеты 14 коп.Рядом с фабрикой в Сокольниках Абрикосовы построили общежитие для 600 рабочих. Там был жилой кирпичный корпус, родильный дом, детский сад и церковь. Вместо обычных для того времени казенных бараков на 40–50 человек сотрудников снабдили отдельными комнатами.
- Постоянно пополняю кадры. Несмотря на прекрасные условия труда, на фабриках была текучесть кадров. Чтобы набрать работников и прорекламировать предприятие, Абрикосовы каждую неделю проводили дни открытых дверей. Любой желающий мог пройтись по цехам. Одним из пунктов экскурсии было посещение столовой, где по выходным для рабочих устраивали кинопросмотры. В поисках новых кадров рекрутеры ездили по окрестным деревням, где рассказывали о преимуществах работы на абрикосовских фабриках.
- Планирую оборот на три года. Производство Абрикосовы планировали и строили с расчетом на будущее. Внук основателя Алексей Иванович составлял трехгодичный план по обороту фирмы. Доход за первый год замораживался на случай форс-мажора. Спустя три года эти средства становились чистой прибылью и могли снова идти в дело. Благодаря этому в революционные годы сохранилось предприятие, когда фабрики находились на грани банкротства. Еще одно правило: каждые десять лет обновлялись производственные мощности. Чтобы в переходные периоды товарооборот не снижался, заранее готовили запас продукции, который затем реализовывали.
- Нестандартно рекламирую товар. На рекламу предприятие не жалело ни денег, ни креатива. Из бухгалтерских отчетов видно, что только в 1891 году Абрикосовы потратили 300 тыс. руб. Название фабрики мелькало в СМИ, в витринах магазинов, на фасадах домов. Листовки еженедельно сообщали о выпуске новинки. В конце текста звучал призыв: «Требуйте!»В 1880 году газеты анонсировали открытие новых магазинов. В объявлении сообщалось, что в одном магазине все продавщицы – блондинки, а в другом – брюнетки. Народ ринулся это проверять, подняв продажи в десятки раз. Еще одной находкой в привлечении покупателей стала кредитная практика. До 50% сладостей магазины отпускали в кредит.