Как миллиардеру удалось снизить государственный долг в 2 раза
Эндрю Уильям Меллон вошел в историю Америки как банкир, предприниматель, промышленник, благотворитель, собиратель произведений искусства, посол в Великобритании и Секретарь казначейства (министр финансов США) с 1921 по 1932 гг. Он появился на свет 24 марта 1855 г. в Питтсбурге в семье Томаса Меллона, ирландско-шотландского иммигранта, который был банкиром и судьей, и Сары Джейн Негли Меллон.
Эндрю обучался в Западном университете Пенсильвании (сейчас – Питтсбургский), откуда ушел, не доучившись.
С ранних лет у Меллона проявлялась способность к разумному управлению деньгами. В 1872 г., по инициативе отца, он стал заниматься углем и строевым лесом и вскоре сделал этот бизнес прибыльным. В 1880 году Эндрю подключился к работе банковской фирмы отца «T. Mellon & Sons», а уже через 2 года стал владельцем этого банка.
В конце 1880-х годов при его содействии были созданы «Union Trust Company» и «Union Savings Bank of Pittsburgh». Он проявлял интерес и к другим секторам экономики: кораблестроению, нефтяной и металлургической промышленности, строительству. Также при его поддержке были созданы предприятия для переработки алюминия, карборундума и кокса.
Меллон выделял финансовые средства изобретателю Чарльзу Мартину Холлу, чей рафинирующий завод со временем вырос в «Алюминиевкю компанию Америки». В компании Carborundum, совместно с химиком Эдвардом Ачесоном, он занимался производством карбида кремния. Содействуя немецкому инженеру Хейнриху Копперсу, разработавшему конструкцию коксовой печи, он фактически основал новую отрасль промышленности и тем самым способствовал превращению индустриального мусора в целый ряд полезных продуктов, в том числе серу.
Меллон был одним из первых инвесторов Нью-Йоркской кораблестроительной корпорации.
К середине 1920-х годов он стал одним из самых богатых людей в Америке, о чем можно судить по тому, что он платил третий по величине после Джона Рокфеллера и Генри Форда подоходный налог. В то время, когда Эндрю занимал место Секретаря казначейского департамента, его богатство составляло от 300 до 400 миллионов долларов. Меллон участвовал в общественной жизни, был членом «South Fork Fishing and Hunting Club», а также принадлежал к «Duquesne Club» в Питтсбурге. Вместе со своими близкими друзьями Генри Фриком и Филандером Ноксом, также входившими в клуб «South Fork», Меллон управлял Питтсбургским государственным банком торговли.
В 1921 г. президент Уоррен Хардинг назначил Меллона Секретарем казначейства, и в этой должности он проработал почти 11 лет, таким образом став третьим по продолжительности службы американским министром финансов.
В 1926 г. Меллон участвовал в разработке документа, устанавливавшего размер долга Франции Америке и фиксировавшего график внесения платежей. Этот договор был назван «Соглашением Меллона-Беренгера», где вторая фамилия принадлежит французскому послу, поставившему под документом свою подпись. Соглашение значительно сократило размер долговых обязательств, однако есть основания считать, что при всем этом закрепило их на верхнем пределе имевшихся тогда у Франции финансовых возможностей. Меллон был также ключевым переговорщиком по военному долгу Германии и даже ездил летом 1931 г. в Париж, чтобы обсуждать там этот вопрос. На опасения по поводу того, что Германия будет яростно оспаривать сумму своего долга, он ответил: «все сработает как надо».
Меллон был решительно настроен сократить колоссальный государственный долг, к появлению которого привела Первая мировая война. Чтобы достичь этой цели, он намеревался нарастить поступления в казну и уменьшить траты на государственные нужды. Меллон был убежден, что с помощью сокращения налогов федеральное правительство могло ощутимо увеличить свои доходы, и эту идею он называл «научным налогообложением». По его наблюдениям, по мере роста фискальной нагрузки в течение первых десятилетий ХХ века инвесторы все активней искали способы не платить по возраставшим ставкам, например, используя для этого не облагавшиеся налогом муниципальные облигации. В 1924 году Меллон написал: «История налогообложения показывает, что чрезмерно высокие налоги не выплачиваются. Высокие ставки неизбежно вынуждают налогоплательщика изымать капитал из производительного бизнеса». Если же ставки назначались исходя из здравых соображений и не ложились тяжким грузом на плечи предпринимателей, то они не проявляли столь горячего желания уклониться от уплаты налогов. Меллон полагал, что снижение ставок могло привести к увеличению налоговых поступлений.
По плану Меллона налоговая реформа должна была заметно облегчить жизнь всех слоев общества и тем самым предоставить им возможность активней тратить деньги как на крупные инфраструктурные проекты, так и на текущие бытовые нужды. Это, в свою очередь, создавало предпосылки для появления новых точек роста, которые должны были оживить и ускорить процесс обмена денег на товары и услуги. Можно сказать, что Меллон хотел таким образом повысить капитализацию всей страны, и, чтобы добиться этого, намеревался осуществить следующие нововведения:
- Снизить планку наибольшего подоходного налога с 77% до 24% с расчетом на то, что крупные состояния будут возвращаться в экономический оборот.
- Снизить налоги на низкие доходы с 4% до 0,5%, так как налоговая политика должна уменьшать бремя выплат для тех, кому труднее всего их вносить.
- Сократить федеральный налог на недвижимость – высокие подоходные налоги вынуждали богачей переводить свои состояния в налоговые убежища.
- Повысить эффективность правительственного аппарата – либерализация фискальной системы уменьшала налоговые поступления, что позволяло сократить штат задействованных в их приеме и обработке чиновников, а также снизить затраты на документооборот.