Как оценить бизнес перед его покупкой или продажей
Для оценки стоимости компаний используют три подхода: доходный, затратный и сравнительный. Выбор одного или сразу нескольких зависит от ситуации и цели оценочного отчета.
Чем отличаются подходы к оценке бизнеса?
У каждого подхода к оценке бизнеса имеются плюсы и минусы. Например, самый эффективный с точки зрения купли-продажи — это доходный подход, но сравнительный и затратный годнее для принятия управленческих решений и планирования деятельности в долгосрочном периоде.
Доходный подход.
Определяет реальную цену будущих выгод, возникающих в результате использования объекта и возможной его продажи. Этот подход основной для оценки текущей стоимости компании, которую не планируют ликвидировать. + учитывает изменение доходов и расходов в прогнозном периоде, а также риски, которые закладываются в ставку дисконтирования — сложно получить точный прогноз в нестабильных экономических условияхМетоды подхода:
Метод предполагаемой продажи ничто иное, как подсчет прогнозных доходов от продажи компании. Зачастую признается вспомогательным, а его результату присваивается минимальный удельный вес. Основные недостатки – допущения в отношении значений будущих мультипликаторов, снижающие точность оценки. Метод капитализации это будущие денежные потоки, которые получит собственник при продолжении владения бизнесом. Подходит только для оценки зрелых компаний с постоянными доходами, при условии что ситуация на рынке стабильна. Метод экспертных оценок применяется, если оцениваемая компания имеет внутренний потенциал роста без инвестиций. В соответствии с этой моделью постпрогнозный период предварительно разбивается на такие конечные подпериоды, в течение которых темп изменения денежных потоков можно считать условно-постоянным. Метод дисконтированных денежных потоков основной при расчете стоимости компании доходным подходом. Главное достоинство в том, что он учитывает как ожидания продавцов, так и планы покупателей в части извлечения доходов от оцениваемого бизнеса. Отсюда и недостаток – трудоемкость метода. Для оценки по нему сперва потребуется рассчитать инвестированной капитал, затем скорректировать его на долг, неоперационные активы и скрытые обязательства. Чтобы понять, в каких временных рамках прогнозы денежных потоков будут достоверны, понадобится решить, на какой срок менеджмент обычно планирует деятельность компании (в бюджете, в бизнес-плане), составить прогнозы отраслевых аналитиков, распространить прогнозы макроэкономических показателей.Затратный подход.
На его основе можно определить затраты на воспроизводство (создание идентичного объекта) либо замещение объекта оценки с учетом физического и морального износа. + оценка бизнеса получается наиболее обоснованной, так как расчеты проводятся согласно финансовым и учетным документам — отражает стоимость прошлого периода, не учитывая текущую ситуацию и перспективу развития бизнесаМетоды подхода:
Метод ликвидационной стоимости используется для оценки компаний, чье продолжение деятельности не представляется возможным или считается экономически нецелесообразным. Он определяет рыночную стоимость ликвидируемого бизнеса, сроки реализации его имущества, а также рассчитывает, возможно ли за счет продажи активов компенсировать задолженность компании и расходы, связанные с ее ликвидацией. Либо же метод позволяет сделать вывод о необходимости реструктуризации бизнеса. Оценка обязательств компании – важнейший элемент метода. Существуют проблемные статьи баланса, оценка которых производится только экспертным путем: это незаконченные судебные процессы, гарантийные обязательства, разногласия с налоговиками и т. д. Метод чистых активов один из самых понятных и простых в исполнении способов определения стоимости бизнеса. Чтобы оценить стоимость компании по нему, предстоит выявить все активы и обязательства, оценить их по рыночной стоимости, определить рыночную стоимость компании (100% собственного капитала) как разницу между рыночной стоимостью активов и обязательств. Для бизнеса, где нематериальные активы играют значимую роль, метод слабо применим.Сравнительный подход.
Позволяет оценить бизнес путем сравнения объекта оценки с его аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах. + базируется на реальных рыночных данных, отражает опыт продаж и покупок, учитывает влияние отраслевых факторов — не учитывает будущие ожидания инвестораМетоды подхода:
Метод ретроспективных сделок позволяет оценить компанию, основываясь лишь на данных о сделках с ее собственными акциями или долями. Он прост в использовании, объем исходных данных минимален, расчеты не трудоемки. Минус – ограниченность применения. С его помощью можно оценивать только те компании, по которым имеется информация о купле-продаже акций или долей. Метод рынка капитала заключается в использовании в оценке цен сделок, фактически совершенных с миноритарными пакетами акций компаний-аналогов. Метод отраслевой специфики согласно ему предприятие оценивают на базе собственного материального капитала и премии за гудвилл. Оценка базируется на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми показателями предприятий той отрасли, в которой действует оцениваемый бизнес. Исходной информацией для оценки стоимости бизнеса сравнительным подходом (независимо от метода) служат данные о продаже компаний-аналогов, причем как бизнеса в целом, так и его части – акций или долей. Для минимизации искажений необходимо разобраться с особыми мотивами и условиями проведения каждой из анализируемых сделок. Далее рассчитать и скорректировать мультипликаторы – это коэффициенты, характеризующие зависимость рыночной стоимости компаний-аналогов от их основных показателей деятельности. И наконец, сопоставить между собой результаты оценки, полученные с применением различных мультипликаторов, задать для них удельный вес, определить итоговое значение чистой стоимости капитала и скорректировать ее. Чаще всего, при оценке стоимости бизнеса применяется несколько или все три подхода. В таких случаях понадобится свести результаты в один. Тут важно учесть цель оценки, характер деятельности компании, состояние активов, качество данных, а также определяющие факторы в ценообразовании объекта оценки с точки зрения инвестора. Сперва задается вес для каждого из трех результатов расчетов. Для этого каждый подход оценивается по четырем критериям:- полнота информации, на основе которой проводились расчеты;
- наличие ценообразующих факторов
- учет мотивации и действительные намерения
- соответствие подхода цели оценки.