Как страх стал причиной успеха. Путь от застенчивости к миллионам
Лидером мирового ритейла считается компания «Wal-Mart». Ее бизнес-модель часто приводят в пример как наиболее успешную, но мало кто знает, что фактически вся отрасль обязана своим появлением другой фирме, которая называлась «Woolworth».
Мы привыкли к ценникам и супермаркетам, как будто так было всегда. Но это заблуждение. Раньше все продукты продавались без указания точной цены. Продавец должен был определить «на глаз» платежеспособность покупателя и назвать ему цену за товар.
Но всю ситуацию в торговле изменил очень скромный деревенский мальчик по имени Фрэнк Вулворт, который впоследствии стал мультимиллионером. Он родился в деревне и до 21 года работал на земле с родителями. Огород – рынок, закупка необходимых для хозяйства товаров, снова огород. В 21 год он решил, что такая жизнь не для него, и сбежал в небольшой городок Ланкастер, штат Пенсильвания.
Без образования и профессии, скромный заикающийся юноша устроился помощником продавца в магазинчик. Хозяин магазина всегда упрекал его, но Фрэнк терпел. Он знал, что идти ему некуда…
Во время своей работы он упал в обморок. Его хозяина просто взбесило это, и он сказал, что его терпение лопнуло и дает последний шанс на реализацию себя. Фрэнк должен был целый день торговать сам и превзойти выручку за предыдущие дни. Оставаться одному в магазине, зазывать покупателей, показывать и расхваливать товар, торговаться, отстаивая каждый цент. Все этого Фрэнк не только не любил, но и боялся!
В тот день он пришел в магазин задолго до открытия. Он прикрепил ко всем товарам, на которые можно было сделать скидку, бумажку с минимально возможной ценой. Товар со склада он выложил на большой стол, прикрепил табличку с надписью «Всё по 5 центов». Стол был около окна и табличку было видно с улицы.
После открытия Фрэнк боялся, что покупатели разозлятся такому невежеству. Однако, они не просто обрадовались, но и раскупили товар по 5 центов за несколько часов. Все покупатели видели указанную цену, не торговались, а просто протягивали деньги за товар. Выручка магазина за один день немного не дотянула до недельной!
В итоге Фрэнк ушёл от хозяина, занял денег под открытие собственного магазина (1828 г.) и вернул долг быстрее, чем рассчитывал. В городе Филадельфия был открыт еще один магазин, затем ещё и еще несколько.
Все магазины Фрэнка Вулворта были построены по одному принципу: все товары просто лежали на прилавках, а покупатели могли их свободно выбрать, потрогать и рассмотреть.
Он разработал собственную стратегию, противоречащую всем негласным законам торговли того времени:
1. Размещал товары на полках, доступных покупателю, с указанием цены.
2. Менял выкладку товаров каждые две недели (фактически изобрел мерчандайзинг)
3. Устраивал распродажи, как только замечал, что спрос на товар падает.
4. Нанимал неквалифицированный персонал, в обязанности которого входил только контроль наличия достаточного количества товара на полках.
5. Клиентов обслуживал один или несколько кассиров на выходе из магазина, куда подходили покупатели с уже выбранными товарами.
6. Заключал прямые договора с производителями товаров, отказавшись от услуг посредников.
7. Ввел жесточайший режим экономии на всём.
8. Установил режим ежедневной отчётности для более быстрого реагирования на изменение конъюнктуры рынка.
9. Постоянно совершенствовал методы и формы продажи, не боялся смелых экспериментов.
Таким образом более века назад родилась индустрия магазинов самообслуживания. Главной их «фишкой» также была большая группа товаров по 5 центов. Именно за это СМИ называли Фрэнка «пятицентовым королем».
В 1886 году появилась сеть из 5 магазинов, к 1895 г. количество увеличилось до 28, а в 1900 их стало уже 59.
Оборот компании в 1900 г. составил 5 миллионов долларов, а в 1919 г. империя Вулворта состояла из 1000 магазинов, а его личное состояние оценивалось примерно в 65 миллионов.
Он добился всего, о чем мечтал: удачно выдал замуж троих дочерей и построил в Нью-Йорке один и самых высоких небоскребов под названием «Woolworth-building».
Потом сеть «Woolworth» распространилась по всему миру, но это были уже элитные супермаркеты. Сейчас в Англии и Австралии до сих пор функционируют сети супермаркетов.
Придуманный ценник совершил переворот в мировой торговле. А началось всё с того, что неумелый и застенчивый деревенский паренёк упал в обморок на глазах у хозяина. Именно его страх стал причиной успеха! Фрэнк смог свой недостаток превратить в колоссальное преимущество.
Всё, что ни делается, всё к лучшему. История Фрэнка Вулворта – лучшее подтверждение этой народной мудрости.