Ошибки налоговиков при контроле за ценами сделок
Налоговики пересчитали цену вашей сделки, доначислив налог, пени и штрафы? Отстаивайте свою цену и ищите бреши в расчетах инспекторов. В этом вам помогут независимые оценщики и судебные эксперты компании Ай-Эс Консалтинг
Метод сопоставимых рыночных цен.
Если по ходу камеральных или выездных проверок Инспекция ФНС заподозрит фирму в получении необоснованной налоговой выгоды, то вправе применить методы ценового контроля из главы 14.3 НК РФ (ВС РФ от 12.05.2016 № АПЛ16-124, АС Поволжского округа от 21.10.2016 № Ф06-13834/2016). Пересчитать цену сделки налоговики могут несколькими методами. Приоритетным является Метод сопоставимых рыночных цен. Суть его в том, что цену сделки сопоставляют с минимальным и максимальным значениями интервала рыночных цен. Если цена входит в интервал, то ее признают рыночной. Если она ниже минимума, то налоги пересчитают по нижнему пределу.
Неиспользование Метода налоговый орган должен обосновать, направив запросы о сопоставимых сделках в Росстат, региональную торгово-промышленную палату и биржевикам (определение ВС РФ от 07.12.2015 № 303-КГ15-15675).
Какие ошибки чаще всего допускают налоговики, используя данный Метод:
- Сделки несопоставимы (№ Ф10-4866/2015, № Ф07-4769/2015, № А05-4564/2015, № Ф08-1511/2016). Нельзя сравнить договоры самовывоза продукции и предусматривающие доставку покупателю. Или не сопоставимы договора займа и банковского вклада
- Товары, цены на которые сравнивают, не идентичны (№ Ф01-4987/2015, № Ф04-28009/2015). Не сравнить цену аренды томографов с ценой аренды аппаратов УЗИ. Не сопоставимы цены на аренду помещений, если имеются различия, влияющие на размер арендной ставки.
- Неверно определен интервал рыночных цен (№ Ф05-19741/2015). Инспекция решила, что компания занизила ставку по выданным займам. Подобрав сопоставимые сделки из СПАРКа, она указала как минимальное значение их нижний квартиль, а не минимальное значение цены.
- Если отсутствуют сопоставимые сделки, то Метод нельзя применять в принципе (№ Ф06-13834/2016). Инспекция подобрала для сопоставления займы лишь по идентичности условий выдачи, проигнорировав различия в организационно-правовой форме заемщиков и размерах их активов.