Первый мультимиллионер, построивший транспортную империю
Построил транспортную империю и стал одним из первых в мире мультимиллионеров. Как и многие предприниматели 19 века, Вандербильт начинал с нуля — не имея ни связей, ни денег, ни образования.
Корнелиус Вандербильт родился в 1794 г. в Статен-Айленде. Он стал четвертым ребенком в семье. Его отец был фермером и занимался лодочными перевозками. Большого богатства у Вандербильтов не было, но и бедными их семью назвать нельзя.
У Корнелиуса еще в детстве был жесткий и независимый характер, и уже в 11 лет он принял решение бросить школу, объясняя это нехваткой времени на помощь отцу. В 16 лет он хотел записаться на флот, но его мать предложила ему другой вариант, чтобы Корнелиус мог стать независимым — $100 в долг на покупку лодки, но с условием, что он должен был обработать и засеять участок в восемь акров.
Последний день этого срока выпадал на его день рождения, и он решил, что это отличная возможность начать свое дело. Работа была нелегкой, но уложился в нужный срок.
На полученные деньги Вандербильт приобрел небольшую баржу и начал перевозить грузы и пассажиров по маршруту «Статен-Айленд – Манхеттен». За свои услуги он брал около 18 центов. Грузоперевозки — довольно опасный бизнес, но Вандербильт попал в аварию только один раз.
Корнелиус имел хорошую репутацию и был готов к отплытию всегда, независимо от погоды. Клиентов становилось больше, и через год он вернул матери долг и добавил еще $1000 на семейные нужды.
При перевозках он заметил, что цены в городах разные и стал зарабатывать на продаже товаров. Вандербильт приобрел небольшой флот, состоящий из барж. Бизнес оказался неплохой, но развиваться было некуда.
1812 г. изменил все. Когда началась англо-американская война, английские корабли блокировали Нью-Йорк, и прибрежные форты нуждались в припасах. Корнелиусу удалось выиграть контракт на поставку в эти форты, потому что он имел связи и известность. Выполнить условия соглашения было нелегко, учитывая блокаду, но Вандербильт барж не терял. Заработанных денег с военных поставок хватило на расширение своего флота. Только перевозками он не занимался — большую часть его внимания занимала торговля продуктами.
К 1817 г. молодой предприниматель с капиталом в $9000 решил не развивать свое дело дальше. Он заинтересовался пароходным бизнесом, но сам не мог начать его самостоятельно. В 1818 г. Вандербильт передал свой бизнес, а сам нанялся капитаном на пароход Томаса Гиббонса с жалованием около $1000 в год.
Во время работы Вандербильт убедил Гиббонса, что нужно построить собственный пароход. После постройки корабля «Беллона», Корнелиус вложился в бизнес Гиббонса и стал его партнером. До этого момента Гиббонс занимался исключительно перевозкой пассажиров из Нью-Йорка в Нью-Брансуик по реке Раритан. Вандербильт предложил расширить деятельность на Нью-Йоркский залив. Гиббонс согласился, но все оказалось не так просто.
Пароходные перевозки в этом направлении полностью контролировала монополия Ливингстона и Фултона, которую предоставило им законодательное собрание на 30 лет, и все желающие работать в этом направлении были вынуждены приобретать у них лицензию.
Ливингстона и Фултона уже не было в живых, а их лицензию получил бывший сенатор Аарон Огден. Гиббонс имел федеральную лицензию на перевозки, но нужно было получить еще и аналогичное разрешение от штата.
Тогда Вандербильт применил метод, который в будущем использует еще не раз — тотальное снижение цен. Перевозки, производимые на пароходе «Беллона» стоили всего $1. От пассажиров не было отбоя. Убытки Вандербильт пытался компенсировать высокими ценами на еду и выпивку.
Отчаявшись победить при помощи конкуренции, Огден решил использовать правительство штата. Формально он имел на это право. Тогда монополист подал в суд и выиграл дело. Затем начались попытки арестовать Вандербильта, но он постоянно ускользал от погонь, да еще умудрялся продавать больше билетов, используя преследование как своеобразный аттракцион.
В итоге дело дошло до Верховного суда, где закон штата Нью-Йорк вдруг признали неконституционным: он нарушал полномочия конгресса в отрасли торговли. Так закончилась первая бизнес-война Вандербильта.
Томас Гиббонс умер в 1826 г., и Вандербильт продолжил работать в партнерстве с сыном Гиббонса — Вильямом. Работа шла успешно: к 1829 г. Корнелиус заработал около $30000. Тогда он решил, что пора начинать собственное дело отдельно от всех. Вандербильт сначала пытался выкупить компанию Гиббонса, но тот отказался.
Кстати, жена Корнелиуса, София Вандербильт, руководила небольшим отелем «Беллона» в порту Нью-Брансуика. Открыл отель Корнелиус, он же обеспечивал рост клиентов за счет скидок и рекламы.
В 1830 г. Корнелиус создал в Нью-Йорке пароходную компанию с целью создать маршруты из Нью-Йорка в ближайшие регионы. Когда он начал с линии Пиксилл, сразу же нашелся сильный конкурент, бизнес которого пришлось выкупить.
Следующей целью Корнелиуса стал маршрут Нью-Йорк — Олбани, где успешно работала Гудзонская речная ассоциация. Вандербильт действовал, как всегда: снизил цену до $1, затем до 10 центов, а позже вообще начал работать бесплатно. В отличие от конкурентов, он мог себе это позволить. Еще одним подходом Вандербильта стал популизм: он назвал созданный маршрут «Народной линией» по аналогии с лозунгами президента США Эндрю Джексона.
Гудзонская речная ассоциация не смогла ничего противопоставить конкуренту, и ей остались только решительные меры — единоразовая выплата в $100 тысяч и еще по $5 тысяч в год в течение 10 лет за то, чтобы Вандербильт ушел с этого рынка. Корнелиус принял предложение и был удовлетворен таким поворотом событий.
Большую часть прибыли Вандербильт тратил на расширение флота, который достиг ста судов. При этом он не экономил на пароходах и следил за тем, чтобы они были совершенными о всем: как в техническом плане, так и с точки зрения эстетики и удобства.
Вандербильт не намерен был останавливаться на пароходах — для большего контроля в Нью-Йорке ему нужны были недвижимость и железные дороги. В 1840 г. Вандербильт обратил внимание на Стонингтонскую железную дорогу, соединяющую Нью-Йорк и Бостон. Но приобретать активы по себестоимости предпринимателю не хотелось, да и акционеры Стонингтона были против такого покупателя.
Вандербильт выбрал более долгий путь: заполучив конкурирующие железные дороги, он начал ценовую войну, снизив стоимость рейса до минимума. В 1847 г. Стонингтон все еще держалась, а вот акции компании на бирже обрушились. Вандербильт этого ждал, и поэтому сориентировался быстрее остальных и получил Стонингтон под свой полный контроль.
С недвижимостью Вандербильт тоже не мелочился и тратил большие деньги не только на покупку зданий, но и на застройку приобретенных земельных участков.
Несмотря на успехи в бизнесе и состояние, которое оценивается в несколько миллионов, Вандербильт так и не стал своим в высшем свете Нью-Йорка. Его приглашали на вечера, но произвести хорошее впечатление Вандербильту не удавалось: необразованный, привыкший к окружению моряков, он грубо ругался, постоянно курил сигары и не выбирал выражений в разговоре. К тому же среди представителей высшего общества хватало людей, чей бизнес Вандербильт раздавил, пока строил свою империю.
В 1848 г. началась Калифорнийская золотая лихорадка. Зарабатывали на ней не золотоискатели, а продавцы необходимым инвентарем и припасами и транспортные компании.
Вандербильт в это время создал компанию Accessory Transit Company. Он добавил новый маршрут, создав канал между Карибским морем и Тихим океаном. Для этого в 1849 г. Корнелиус в заключил с правительством Никарагуа договор, по которому получал исключительные права на строительство канала, но из-за разногласий между Великобританией и США у него ничего не вышло.
Тогда Вандербильт нашел другой маршрут, но река Сан-Хуан была признана не судоходной. Тогда он сам расчистил русло Сан-Хуан, а позже встал у руля парохода, продемонстрировав, что остальные заблуждались.
Сам проложенный путь можно было считать туристическим маршрутом. Даже несмотря на обилие пересадок, маршрут был короче, чем у конкурентов, поэтому свою аудиторию Вандербильт получил и на золотой лихорадке зарабатывал больше миллиона в год.
В 1850-е годы Вандербильт стал самым крупным американским судовладельцем. Его капитал увеличился до невероятной по тем временам суммы в $11 млн. На территории США было мало людей, готовых бросить вызов Вандербильту. После того, как он убедился в прочности своей империи, предприниматель решил взять первый в своей жизни отпуск. Он решил отдохнуть с небывалым комфортом и специально построил яхту «Северная звезда», которая стала визитной карточкой предпринимателя: по ней люди в портах узнавали, что в город прибыл Вандербильт.
С собой он взял семью и несколько друзей. Руководить бизнесом остались надежные, по мнению Вандербильта, управляющие. Дела Accessory Transit он доверил руководителям Моргану и Гаррисону.
Несмотря на то, что они знали о суровом характере Вандербильта, все равно начали вести свою игру. Сначала был произведен захват Accessory Transit, о чем глава компании узнал, вернувшись из путешествия. Второй шаг стал известен предпринимателю гораздо раньше — это была финансовая поддержка авантюриста Уильяма Уокера, который решил в Центральной Америке построить собственную Карибскую империю.
В авантюру было вложено около $20 тысяч. За эти деньги Уокер принялся нанимать людей для экспедиции в Никарагуа. Он создавал отряд для помощи местным либералам, которые взамен должны были выделить ему 52 тысячи акров земли и право называться колонистами. Обычно эта операция приравнивается к пиратским рейдам. Узнав, во что влезли его компаньоны, Вандербильт был чрезвычайно недоволен, но до конца не вмешивался.
Намного сильнее магната разозлило, то что Морган и Гаррисон совершили переворот. Узнав об этом, Вандербильт написал своим бывшим доверенным лицам письмо о том, что он знает о попытке обмана, но не собирается с ними судиться, так как тяжба займет много времени. Гораздо легче будет их раздавить.
Вандербильту не сложно было создать альтернативный маршрут через Панаму, ведь он был лишен права на перевозки через Никарагуа. Методы давления были проработаны — падение цен, пусть даже себе в ущерб. Уже через год Морган с Гаррисоном обанкротились, и Вандербильт вернул себе контроль над активами Accessory Transit.
В этой истории были и другие пострадавшие: несколько пароходных компаний, также работавших в этом направлении, которых Вандербильт практически разорил. В итоге они пошли на сделку и согласились платить $40000 в месяц за закрытие маршрута через Никарагуа. Золотая лихорадка постепенно утихала, спрос на перевозки уменьшался, а Вандербильт продолжал отлично зарабатывать. Позже он потребовал увеличение суммы до $56000.
Уокеру повезло гораздо меньше. Когда дела были в руках компаньонов Корнелиуса, ему активно поставлялись дополнительные силы и оружие. Теперь же ситуация в корне изменилась. Первым делом Вандербильт прикрыл авантюристу поставки. Затем начал через своих агентов в Лондоне готовить морскую блокаду побережья Никарагуа, давил на правительство США, пытаясь заставить их отречься от Уокера.
Параллельно с этим предприниматель использовал свои связи в Никарагуа, чтобы заставить ее президента избавиться от Уокера. Агенты Вандербильта создавали альянс против него с помощью других государств Центральной Америки и даже возили оружие в Коста-Рику.
Вандербильт достиг цели и в 1856 г.: Гватемала, Эквадор, Коста-Рика, Гондурас и Сальвадор объявили войну Уокеру. При этом Вандербильт был готов предоставить воюющим свои корабли, а англичане — пушки и боеприпасы. Президент США не стал принимать дипломата авантюрист. В южных штатах были попытки организовать митинги в поддержку Уокера, но толку от них не было. В мае 1857 г. теснимая союзниками и блокированная английскими кораблями армия Уокера капитулировала.
Если бы Уокер не перешел дорогу Вандербильту, его авантюра закончилась бы успехом. Так, Уокер заплатил своими мечтами за попытку перейти дорогу одному из богатейших людей США.
Пока шли разбирательства в Никарагуа, Вандербильт налаживал трансатлантические рейсы. Конкуренция тут была выше, но дело было прибыльным.
В этой сфере главными конкурентами Вандербильта были американец Эдвард Коллинз и его компания Collins Line, а также британец Сэмюель Кунард со своей Cunard Line. Обе компании поддерживались правительствами и вполне уверенно себя чувствовали. Вандербильт опирался исключительно на свою деловую хватку и капитал и вышел победителем.
Для этого предприниматель использовал все тот же подход — демпинг. Кроме того, он добавил на суда третий класс — несмотря на неудобства, желающих было много. Вандербильт правильно подобрал целевую аудиторию, сделав ставку на небогатых пассажиров и эмигрантов.
Чтобы оставаться на плаву, Вандербильт экономил на страховке своих судов. Это удавалось благодаря тщательно подобранной команде и пароходам, сделанным настолько хорошо, что даже на ремонт Вандербильт тратил гораздо меньше денег и времени, чем Коллинз. Так не получавший государственной помощи Корнелиус навязал оппонентам борьбу, хоть и жаловался, что конкурировать с субсидируемыми компаниями тяжело.
Следующим маневром Вандербильт продемонстрировал свои намерения и заодно прорекламировал компанию. За $600000 он заказал один из крупнейших пароходов своего времени — «Вандербильт».
В любом случае Вандербильт, которого не поддерживало правительство США, выглядел для обывателей предпочтительней Коллинза. Корнелиус снизил цены, строил огромные пароходы, которые не тонули, вовремя платил команде и предоставлял услуги всем желающим.
Коллинз же в 1856 г. потерял два корабля и, чтобы не угаснуть на фоне конкурента, построил свой гигантский пароход. Но пароход был плохого качества и выдержал несколько путешествий. В итоге был продан, а его владелец потерял $900000.
После этого Вандербильт стал выглядеть предпочтительнее даже для правительства. Коллинз потерял государственное субсидирование и обанкротился еще до конца 1850-х годов. Вандербильт свой бизнес в этом направлении продал в 1861 году за $3 млн.
В 1850-е годы Вандербильт стал причиной важного кулинарного открытия. В 1853 г. он ужинал в ресторане Moon’s Lake Lodge. И когда ему принесли жареный картофель, гость приказал вернуть его из-за того, что картофель был порезан слишком толсто. Шеф-повар со злости нарезал картофель очень тонко, пожарил и приказал подавать. Он рисковал, но Вандербильту и его друзьям блюдо понравилось. После этого в меню ресторана появилось новое фирменное блюдо «Чипсы Саратога». Постепенно они стали известны во всем мире.
В 1861 г. началась гражданская война в США. Вандербильт пытался продать северянам свой корабль «Вандербильт». В правительстве оценили стоимость сделки и отказали предпринимателю, и тогда он стал сдавать его в аренду военным. Но после того, как броненосец конфедератов «Вирджиния» прорвал блокаду, Линкольн обратился к Вандербильту за помощью. Предприниматель согласился предоставить свой крупнейший корабль и даже не стал брать денег, посчитав, что помощь окупится в будущем. «Вандербильт» был переоборудован и снаряжен тараном. Кроме того, на корабль была тщательно подобрана команда. Уничтожить «Вирджинию» флагману флота Вандербильта все же не довелось, но в войне он поучаствовал.
В 1864 г. Вандербильт, которому в тот год исполнялось 70 лет, продал весь свой флот и заработал на этом $40 млн. По общему мнению, в то время этот шаг восприняли, как старческий каприз богача.
Следующим шагом Вандербильта стало вхождение в железнодорожный бизнес. У него уже были владения в этой области, но их предпринимателю было недостаточно. Первым делом Вандербильт собрался приобрести Harlem Railroad. Он и Дэниэл Дрю владели акциями этой компании.
Руководство собиралось увеличить протяжность линий, и Вандербильт их в этом поддерживал. У Дрю было другое мнение, и он, используя связи в городском совете Нью-Йорка, с помощью взятки смог заблокировать строительство. Потом он стал играть на понижение акций. Идея оказалась прибыльной, но было препятствие в лице Вандербильта, который ставил на рост Harlem Railroad.
Ответным шагом предпринимателя стала докупка акций до $5 млн, а также более щедрое предложению городскому совету Нью-Йорка. Стараниями Вандербильта стоимость акций с $90 увеличилась до $285. Дрю потерял $1,5 млн, а Вандербильт получил желаемое и мог продолжать успешно работать. В 1865 г. Harlem Railroad окончательно оказалась в руках Вандербильта. Затем он добавил к ней еще и Hudson River Railroad.
Теперь его интересовала линия Erie Railroad, и в битве за нее предприниматель вновь столкнулся с Даниэлем Дрю. Он гораздо раньше приобрел акции этой компании на $500 тысяч, а в 1857 г. вошел в число ее директоров и стал казначеем. Дрю усвоил опыт последнего поражения и в этот раз не стал бороться против Вандербильта один на один, найдя сильных сторонников в лице Джея Гулда и Джима Фиска.
Вандербильт, принявшись за поглощение Erie, не ожидал противостояния, но ответил привычным методом: благодаря быстрому приобретению акций он заполучил третью часть компании и место в совете. Чтобы спровоцировать держателей избавляться от акций, Вандербильт нанимал людей, которые нападали на поезда и наносили Erie убытки. Оппоненты не отступали, и Гулд приобрел списанные пушки для охраны поездов. Так бизнес война стала походить на настоящую.
Оппоненты Вандербильта выпустили 58 тысяч акций, которые сами купили. Тогда у них оказался контрольный пакет компании. После этого они продали эти акции, что снизило стоимость компании и привело к тому, что Вандербильт потерял деньги.
В ответ бизнесмен, заручившись поддержкой банкиров, продолжил активную покупку акций. Дрю провел еще одну дополнительную эмиссию ничем не подкрепленных акций и выбросил на рынок пакет в 50 000 ценных бумаг. Вандербильт пытался скупить и их, но не добился своего. На этой войне предприниматель потерял около $7 млн.
Вандербильт знал, что его соперники мошенничают, а потому подал на них в суд, называя дополнительную эмиссию акций незаконной, ведь решение об их выпуске не было утверждено советом директоров.
На этот раз Дрю застраховался от вмешательства властей, дав крупную взятку. При содействии уполномоченных органов фальшивые акции попросту стали считаться равными настоящим. После этого война стала судебной, и Вандербильт в ней преуспел больше: используя свои связи, он смог сбить с мошенников $6 млн.
По итогам «войны за Erie» проигравшие и победившие поменялись местами. Партнеры фактически потеряли все преимущества, полученные Дрю, и отдали Вандербильту $6 млн. Корнелиус Erie так и не получил, но она все равно пребывала в катастрофическом состоянии и не могла противостоять линиям Вандербильта. Проиграв Erie, предприниматель все равно получил то, что хотел.
Дальше он расширил свою железнодорожную империю, купив Лейк Шор, Канадскую Южную, а также Мичиганскую Южную и Центральную дороги. Эти покупки сделали его практически монополистом. Общий капитал компаний его империи составлял $150 млн. При этом Вандербильт не забывал о старых методах и продолжал снижать цены по сравнению с конкурентами, чем еще больше упрочнил положение своей империи.
При жизни Вандербильт сделал пожертвование в $1 млн на Центральный университет в городе Нашвилл, который теперь известен как университет Вандербильта.
Корнелиус Вандербильт умер в 1877 г., будучи богатейшим на тот момент человеком в мире. В пересчете на современные цены, его состояние составляло $165 млрд.