Прилавок на час: как работает сервис краткосрочной аренды торговых мест
Три предпринимателя создали приложение, с помощью которого владельцы могут сдать помещение или прилавок на 1 или несколько дней, а те, кому нужно найти помещение на краткосрочный период – быстро арендовать его. Предоставляемые площади есть абсолютно разного формата: от традиционных торговых павильонов, помещений в лофтах или кафе до целых улиц, парков и даже стен в коридорах или диванов в холлах.
Создатели сервиса придумали его, чтобы справиться с одной из самых острых проблем малого бизнеса в Москве — нехваткой недорогих коммерческих помещений. Обычно арендная плата съедает большую часть дохода и не каждому нужны постоянные площади.
Spaceinspace позволяет арендовать место хоть на сутки: владелец помещения и арендатор встречаются на сетевой площадке, сделка оформляется онлайн. «Любой человек, выпекающий капкейки на заказ и продающий через соц. сети, теперь может выйти в офлайн к широкой аудитории. При этом нет рисков потерять деньги на долгосрочной аренде, если вдруг место окажется неподходящим или изменится сам бизнес.
Для владельцев недвижимости такая схема особенно выгодна в кризис, когда площади простаивают. К тому же сервис позволяет сдавать помещение по частям сразу нескольким предпринимателям.
Создатели Spaceinspace вдохновились британским сервисом Appear Here, который позволял малым предпринимателям арендовать торговую площадь на короткий срок.
Первые предложения по совместной аренде торговых и офисных помещений появились в середине 2000-х годов. Актуальная в Европе идея sharing economy только подлила масла в огонь. Арендодатели и арендаторы могли найти друг друга через стандартные агентства или соц. сети, договариваясь персонально, но специального проекта, который бы помогал им, в России не было. А сейчас со Spaceinspace в Москве конкурируют несколько аналогичных сервисов — Bash! Today, Office Sharing, Roof Events, Renttour, Retail Profile Russia.
В этом проекте одним из самых важных и трудных моментов была юридическая сторона. Самый простой вариант – работать как обычное агентство недвижимости и заключать индивидуальные сделки с владельцами помещений и брать комиссию. Но тогда бы клиентам сервиса пришлось самим встречаться с арендодателями и подписывать договоры, что неудобно делать. Поэтому за основу была взята модель Airbnb, который позволяет арендовать жилье напрямую у владельцев, оформляя все документы онлайн.
Тогда были разработаны 3 вида типовых договоров:
- агентский с арендодателем, по которому сервис берет комиссию от 3 до 30% от цены, установленной владельцем;
- оферта на проведение мероприятий с арендаторами, которую можно принять, поставив галочку в личном кабинете;
- классический договор с арендодателем о привлечении клиентов, если он все же решит сдавать помещение на срок от 11 месяцев.