+7 (495) 646-61-65

От пакистанца-посудомойщика с доходом в $1,2 до американского миллиардера

Биография предпринимателя пакистанского происхождения Шахида Хана, который в юности эмигрировал в США, несколько лет работал посудомойщиком, а потом смог превратить разорившуюся компанию «Flex-N-Gate» в одного из крупнейших производителей комплектующих для автомобилей. Сегодня Хан считается самым богатым пакистанцем, его состояние оценивается в $8,4 млрд.

Шахид Хан родился в пакистанском Лахоре в 1950 г. Его семья имела средний достаток. Отец владел небольшим бизнесом, а мать была профессором математики. В семье воспитывалось четверо детей.

В 16 лет Хан окончил школу и отправился на обучение в США. На первые месяцы жизни семья Шахида собрала ему $500. Он поступал на инженера в университет Иллинойса, а жить должен был в учебном общежитии, но приехал слишком рано, когда жилой корпус был ещё закрыт. Хан решил провести ночь в хостеле. Сумма в $3 показалась ему слишком дорогой платой. Однако скоро Шахид обнаружил, что труд в США оценивается гораздо выше, чем в Пакистане, и смог вернуть потраченные деньги всего за несколько часов.
В хостеле ему предложили поработать посудомойщиком за $1,2 в час. Шахид решил воспользоваться этой возможностью и весь период обучения продолжал совмещать учебу с работой. Тогда он был твердо намерен разбогатеть, и поэтому подходил к любой деятельности с полной отдачей. В 1971 г. Шахид Хан получил диплом инженера.

Еще в 1970 г., будучи студентом, он начал работать в компании по производству деталей для автомобилей Flex-N-Gate. Фирма была основана в 1956 г. и выполняла мелкие контракты. По окончании университета Хан получил должность технического руководителя, а через четыре года уже занял пост технического директора.

Flex-N-Gate была немолодой компанией, и её походы к производству не отличались технологичностью. Бамперы сваривались из 15 отдельных деталей.
Хан взял на себя техническое руководство и начал внедрять инновации, изменять подходы и обучать сотрудников. Но, потратив пять лет, он добился немногого. Руководство компании всё устраивало, поэтому тратить деньги на изменения и поддерживать инициативы Хана никто не желал. Тогда он решил действовать самостоятельно.

В 1976 г. Хан приступил к созданию нового вида бампера, используя за основу цельный кусок стали. Отсутствие швов позволяло избежать ржавчины и коррозии. Также технология значительно уменьшала вес задней части автомобиля.
Оценив перспективы разработки, в 1978 г. он взял кредит на сумму в $50000, добавил к ним $13000 из собственных сбережений и создал компанию «Bumper Works». Хан занимался производством бамперов по своей новой технологии. Они быстро привлекли внимание крупнейших автоконцернов, и предприниматель смог получить контракты. В число закупщиков вошли General Motors и Chrysler.

Долго радоваться не пришлось. Руководство Flex-N-Gate, почувствовав, что с уходом Хана теряет солидную сумму, решило отобрать у него изобретение. Стандартный иск о краже коммерческих секретов мог разрушить компанию Хана ещё на этапе создания. Предприниматель оказался в сложной ситуации: денег на хорошего адвоката не было, прибыль компания не приносила, а шансы проиграть были довольно высоки.
Хан сдаваться не собирался и, наняв адвоката подешевле, сам отправился в университетскую библиотеку, чтобы заняться проработкой линии защиты. Во «Flex-N-Gate» недооценили Хана, он выиграл слушания.
Дела «Flex-N-Gate были плохи» — компания ежемесячно теряла по $50000, и всё близилось к банкротству. Поэтому сразу после победы в суде Шахид Хан решил выкупить компанию.

Бизнес предпринимателя успешно развивался, крупные концерны продолжали приобретать новые бамперы. Большой спрос стал настоящей проблемой. В день выпускалось 200 бамперов, а требовалось в 200 раз больше. Корпорация General Motors предложила Хану передать производство более крупной компании.
Эта идея не обрадовала предпринимателя, но повлиять на это решение он не мог и пошёл на сделку. Но это решение GM было резонным — быстро увеличить производство Flex-N-Gate до требуемых показателей Хану было не по силам.

Хан понял, что слишком рано начал работать с крупными заказчиками. Осознав ошибку, он внедрил новую стратегию, построенную на поиске клиента, с которым можно будет развиваться совместно и постепенно выйти на требуемый уровень.
В США подходящую компанию было непросто найти. В 80-е годы японские автомобильные концерны активно выходили на рынок США, причём многие из них были совсем небольшими, что было очень кстати для Хана. За помощью он обратился к руководству GM, и те связали его с японским производителем Isuzu.
Больше никакой помощи Шахид от партнёров не дождался. Выпускающая грузовики, автобусы и внедорожники Isuzu могла стать идеальным партнером, при котором Flex-N-Gate получила бы возможность планомерного развития. Но была очевидная проблема — переговоры с японцами дело непростое, а Хан не знал языка. Решение предприниматель нашел быстро и нанял в качестве переводчиков японских аспирантов, изучающих информатику в США. Вскоре Хан получил контракт.

Заказов от Isuzu вполне хватало, но Хан не останавливался на достигнутом и продолжал искать партнеров в Японии. В 1984 г. к их числу добавилась Toyota. Сперва компания выпускала небольшие партии бамперов, а к 1987 г. стала единственным поставщиком этой детали для новой версии пикапов японского бренда. В 1989 г. Flex-N-Gate стала единолично поставлять бамперы для Toyota в США. В 80-х годах в число клиентов компании вошла ещё и Mazda.

В 90-х годах количество контролируемых компанией производств выросло с 2 до 7. Они располагались на Среднем Западе страны и в Канаде. Рост производственных мощностей позволял Хану работать с другими компаниями. К числу его клиентов, помимо Chrysler и GM, добавились Dodge, Mitsubishi, Hummer, Ford и другие.

Кроме непосредственного производства, приходилось налаживать и прочную инфраструктуру. Для скорейших поставок компонентов на завод Chrysler Warren Truck было создано специальное подразделение по доставке запасных деталей.
В 1999 г. была основана дочерняя компания Flex-N-Gate Plastics, которая стала производить компоненты и изделия из пластмассы. В линейку компании входит выпуск деталей вроде воздушных клапанов и крышек противотуманных фар.

В 90-е годы Шахид Хан начал получать награды за свою успешную деятельность и из малоизвестного предпринимателя пакистанского происхождения стал превращаться в ключевого поставщика для американских автоконцернов.

В 2000-х годах Flex-N-Gate начала активно скупать компании. В 2001 г. была поглощена Ventra Group, занимающаяся производством пластиковых бамперов. В 2004 г. Flex-N-Gate собиралась купить Dynamit Nobel Kunststoff – подразделение MG Technologies AG, которое занималось производством пластмассы.
Dynamit Nobel являлась одним из ведущих игроков на европейском рынке приборных досок автомобилей. Сделка оценивалась в $513 млн. На европейском рынке Хан владел шестью заводами в Испании и мог рассчитывать на быстрый рост, но покупка не состоялась. MG Technologies AG обвиняла в этом Flex-N-Gate, утверждая, что американская компания не выполнила свои обязательства. Компания Хана была втянута немецкой стороной в судебные разбирательства. В 2006 г. суд решил, что Хан обязан возместить ущерб, нанесенный неудавшейся сделкой.

Были и приятные новости. В 2006 г. продажи Flex-N-Gate достигли отметки в $2,5 млрд. За $6,5 млн Хану удалось купить компанию Oris Automotive Parts Alabama, занимающуюся производством аксессуаров для внедорожников, дефлекторов ветра и другими разработками в этой сфере. Сделка позволила получить выгодный контракт от Mercedes-Benz International.

В 2007 г. стало известно о том, что Flex-N-Gate приобретает завод компании Visteon в городе Милан, штата Мичиган. Покупка была частью плана Хана по расширению производства и позволяла укрепить статус главного поставщика завода Ford в Дирборне.
В 2009 г. расширился бизнес по выпуску бамперов. Для этого Хан выкупил данное направление у Meridian Automotive Systems. Покупка включала в себя четыре завода.

В 2007 г. у Хана начались проблемы с Налоговой службой США (IRS). Оказалось, что, используя налоговые убежища, он не доплатил налогов на сумму в $85 млн в период 1999 г. по 2003 г. IRS считала, что Хан и его жена участвовали, как минимум, в пяти сомнительных налоговых убежищах. Сделано это было с помощью аудиторской компании BDO Seidman и её партнера Роберта Грейсмана, за что последний получил $8,5 млн — 10% суммы неоплаченных налогов.

Хан хотел остановить судебное разбирательство, но тяжба продлилась два года, и победить ему всё же не удалось. В 2009 г. предприниматель сообщил, что заплатил налоги на сумму около $68 млн. По версии Forbes, Хану пришлось выплатить все $85 млн, а в 2011 г. ещё и погасить штраф в 40% этой суммы.

В 2014 г. Flex-N-Gate заняла 92 место в списке крупнейших частных компаний США по версии Forbes. Её продажи достигли отметки в $4,5 млрд. За время существования компания существенно расширила свою линейку деталей от бамперов до приборных панелей, решёток и многого другого.
В 2015 г. 91% продаж Flex-N-Gate приходился на Северную Америку, и компании по-прежнему есть куда расти за рубежом.
В 2016 г. были оглашены планы по вложению $22,3 млн в расширение операций штамповки и сварки на предприятии в Эммет, штате Мичиган. Инвестиции позволят увеличить производственную площадь предприятия почти на 10 тысяч квадратных метров. В 2016 г. Flex-N-Gate владела 54 предприятиями по всему миру, а её штат достиг отметки в 17 тысяч сотрудников.

Осенью 2016 года стало известно, что Flex-N-Gate вошла в число претендентов на покупку японского производителя подушек безопасности Takata. Фирма успешно работала до того момента, пока вследствие дефектов её продукции не погибло 16 человек. За этим последовало расследование, которое вскрыло, что три топ-менеджера компании манипулировали результатами тестов. Takata это обошлось в сумму $1 млрд. Несмотря на проблемы, Takata имеет отработанные технологии, широкий круг клиентов и минимальное количество конкурентов. Покупка этой компании может дать Хану контроль над 22% мирового рынка подушек безопасности, который, по прогнозам, вырастет до $10,3 млрд к 2018 году.

В 2016 году Шахид Хан решил расширить свой бизнес на другие ниши. Предприниматель был намерен приобрести отель Four Seasons Toronto. Стоимость покупки составила $172 млн. Однако отель по-прежнему управляется сотрудниками Four Seasons Hotels and Resorts.
Хан также является владельцем компании Bio-Alternatives, занимающейся продвижением биодизельного топлива в качестве эффективной и доступной альтернативы бензину.
Ещё одна интересная организация, принадлежащая Хану – Smart Structures, цель которой в обеспечении экономически эффективного управления мостами с помощью структурного мониторинга.

В 2011 г. до этого сконцентрированный на основном бизнесе Хан вышел на спортивный рынок. Первым его приобретением стала американская футбольная команда Jacksonville Jaguars. Клуб был основан в 1995 г. и с тех пор не добился особых успехов. Шахид Хан купил команду за $770 млн.
Покупкой Jaguars Шахид Хан не ограничился и в 2013 г. приобрел английский «Фулхэм» – старейший клуб Лондона. Сделка обошлась предпринимателю в 200 млн фунтов.

Кроме того, в 2007 г. Хан запустил Khan Foundation, направленный на развитие отрасли прикладных медицинских наук. Главой фонда предприниматель назначил свою жену Энн Карлсон Хан. Khan Foundation пожертвовал более $5 млн библиотекам и различным организациям, которые занимаются медицинскими исследованиями.

Одно из наиболее знаменитых его изречений звучит как: «Жизнь или смелое приключение, или ничто». В своё время он доказал свою отвагу, рискнув и начав своё дело, когда в его идеи никто не верил.

Есть в жизни предпринимателя и место роскоши. Помимо различной недвижимости, он владеет яхтой Kismet 2. Также в его собственности находятся три самолёта, которые зарегистрированы на Flex-N-Gate.

Сегодня Шахид Хан продолжает развивать Flex-N-Gate, спортивные команды и заниматься благотворительностью. В свои 67 лет предприниматель принимает участие в политической жизни США и начинает осваивать другие отрасли.
Back to Top

Расчет возможного снижения кадастровой стоимости

Оставьте ваши контакты, и мы сделаем расчет возможного снижения кадастровой стоимости



×

Запрос звонка специалиста

Оставьте ваши контакты, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время

Ваше имя

Телефон


Или позвоните нам сами:

+7 495 646-61-65

×

Запрос звонка специалиста по оспариванию

Оставьте ваши контакты, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время

Ваше имя

Телефон


Или позвоните нам сами:

+7 495 646-61-65

×

Запрос звонка специалиста

Оставьте ваши контакты, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время

Ваше имя

Телефон


Или позвоните нам сами:

+7 495 646-61-65

×