Женщины тоже добиваются успеха
Во время разговора об успехе, бизнесе и богатстве первым делом на ум приходят имена мужчин, которые смогли добиться высот. Но не только мужчины могут создавать свой бизнес и становиться успешными и влиятельными. Есть много женщин, которые своими стараниями могут превзойти Трампа, Джобса и Цукерберга.
Вирджиния Рометти
Перед этой женщиной преклоняются ведущие специалисты в инженерии, электронике и высоких технологиях. В 1981 году она заняла должность системного инженера в одном из крохотных офисов малоизвестной компании IBM. Фирма расширялась и богатела, а Рометти медленно, но верно продвигалась по карьерной лестнице. Сегодня она занимает посты руководителя, президента и исполнительного директора IBM – одной из самых известных корпораций планеты с бюджетом $105 миллиардов (400,000 сотрудников).
Особо стоит отметить, что почти всю свою жизнь Рометти сталкивалась с дискриминации. Коллеги-мужчины не верили в её «программистское мышление» и всегда старались найти какую-нибудь ошибку в расчётах.
«Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новое следует незаметно, маленькими порциями», — говорила легенда моды ХХ века Габриэль (Коко) Шанель. Девушка из приюта, швея в магазине готового платья, певичка в кафешантане – собственная империя далась Коко Шанель не сразу. Зато сейчас дом Chanel – образец роскоши и элегантности с ежегодным оборотом около 1,089 миллиарда долларов.
Секрет успеха: маленькое черное платье и Chanel №5
Деловые принципы: «Не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи»
Рут Хэндлер
Простая американка Рут Хэндлер работала с 10 лет и точно знала, чего хочет добиться в будущем – поступить в колледж и зарабатывать самостоятельно. В 1945 году вместе с мужем Эллиотом и его другом она организовала компанию по производству рамок для фотографий и игрушечной мебели, которую Рут мастерила из остатков древесины, а потом и кукол Барби – главного изобретения Рут. Сейчас компания Mattel — международный лидер на рынке игрушек и семейных товаров, входит в сотню лучших работодателей Америки. Куклы Барби обеспечивают треть продаж корпорации.
Секрет успеха: пластиковая кукла-блондинка с пышными формами, которая заменила бесполых пупсов и стала любимой игрушкой девочек всех народов мира с 1959 года и по сей день.
Деловые принципы: Хотите производить товар – наблюдайте за потребителями
Опра Уинфри
Состояние Опры оценивается в 2,7 миллиарда долларов – женский рекорд в шоу-бизнесе. Она является первой и единственной темнокожей женщиной-миллиардером в истории, владеет телеканалом Oprah Winfrey Network, журналом Oprah Magazine и спутниковой радиостанцией Oprah Radio.
Секрет успеха: «Шоу Опры», самое популярное на американском телевидении, выходило в течение 25 сезонов с 1986 по 2011 год. В белом кожаном кресле напротив ведущей сидели великие и знаменитые — президенты США, Майкл Джексон, Майк Тайсон, Уитни Хьюстон, но еще большее число — обычных американцев со своими историями, проблемами, трагедиями и рецептами счастья. Опра способна «расколоть» любого гостя: даже велосипедист Лэнс Армстронг признался в употреблении допинга на ее шоу, хотя до этого молчал в тряпочку много лет.
Деловые принципы: «Знайте, что вы находитесь на пути к успеху, если делаете работу, за которую вам не платят».
С того момента, когда Опра начала говорить, она всегда была на сцене – в детстве брала интервью у ворон на заборе, в школе хваталась за каждую возможность показать свои ораторские способности, участвовала во всех конкурсах. На одном их них — «Мисс предотвращение пожара» — ее заметил ведущий радиостанции WVOL и позвал читать новости в эфире. Это была ее первая оплачиваемая работа, Опра совмещала работу с учебой в средней школе и получала сто долларов в неделю.
«Вы получаете в жизни лишь то, что отваживаетесь попросить. Не бойтесь повышать планку».
В возрасте 17 лет Опра Уинфри стала самым молодым репортером, работая в местных СМИ, и первой чернокожей женщиной-репортером телевидения Нэшвилла, а в 1986 году создала свое лучшее шоу.
«Чем больше вы отдаете, тем больше получаете».
Индра Нуйи
Эта женщина родилась в далеко не самом процветающем городе мира – Ченнаи (Индия). Нуйи получила бизнес-образование в родной стране, однако путь в большое предпринимательство ей открыл Йельский университет. В настоящее время она руководит самым большим продуктовым бизнесом в мире – знаменитой корпорацией PepsiCo, которая занимается не только продажами одноимённой газировки.
«Люди и реклама – самый лёгкий путь наверх», — любит повторять самая известная иммигрантка из Индии, проживающая в Соединённых Штатах.
Деловые принципы: Работать, работать и работать.
Маргарет Уитман
Сегодня фамилия Уитман всплывает исключительно с президентством в компьютерной компании Hewlett-Packard. Однако самое главное достижение этой добродушной женщины датировано 1998 – 2008 годами. Тогда она смогла превратить один из первых интернет-магазинов eBay с 30 сотрудниками в большой виртуальный супермаркет с доходом в $8 миллиардов, который трудоустроил 15,000 человек по всему миру.
Про Уитман говорят, что она «чувствует успех» и «притягивает деньги». Ей неоднократно удавалось обходить конкурентов своим пророческим чутьём, а не тонким расчётом. Проиграла же бизнес-леди в жизни один раз – на губернаторских выборах в Калифорнии.
Энн Суини
Одна из руководительниц Disney Media Networks и Disney ABC-Television Group, вошедшая в список самых влиятельных бизнес-женщин Америки по мнению авторитетного издания Hollywood Reporter.
Секрет успеха Суинни заключается в том, что за свою жизнь она поработала на самых разных позициях. Некоторые исследователи приписывают ей «100 должностей в течение трёх десятилетий». Именно опыт общения с людьми помог Суини создавать товары (в основном, кинопродукцию для детей), которые приобретали культовый статус. Одна их тех женщин, которая всегда остаётся в тени, но не перестаёт руководить огромными голливудскими империями. Она дала «зелёный свет» в шоу-бизнес многим талантливым режиссёрам и актёрам.
Сюзан Воджитски
Коллеги называют Сюзан «самым важным членом корпорации Google, о котором никто никогда не слышал». Дочь простой учительницы и профессора физики смогла стать вице-президентом по менеджменту и инженерии в детище Сергея Брина и Ларри Пейджа. Основатели Google благодарны Воджитски за десятки миллиардов долларов, инвестированных в поисковую систему.
Как и многие другие бизнес-женщины в нашем списке, Воджитски не любит роль публичной персоны. Свободное время она проводит с друзьями и родственниками.
Гизель Руиз
Если не верите в американскую мечту и путь от чистильщика ботинок до миллиардера, который прошли многие «классические бизнесмены», то изучите биографию Гизель Руиз. 20 лет назад она устроилась в торговую сеть Wal-Mart на самую низкую позицию – показывать людям, где находятся те или иные товары. Сегодня она является вице-президентом и главным операционным директором Wal-Mart – 3,800 магазинов с ежегодной прибылью $264 миллиарда.
Ольга Слуцкер
Основатель и совладелец «Русской фитнес группы». Предпринимательством Слуцкер занялась в 1990-е, причем сферу для инвестиций бизнесвумен выбрала не случайно: в 1987 году она окончила Академию физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, получила звание мастера спорта по фехтованию и выступала за сборную Ленинграда. В начале 1993 года, покинув большой спорт, Ольга основала в Москве сеть фитнес-клубов под маркой World Class, заняв у мужа, по сведениям СМИ, 150 миллионов фунтов. Клубами изначально управляла одноименная шведская фирма. Но в 1996 году Слуцкер выкупила права на бренд и возглавила компанию. Ольге Слуцкер принадлежит 37 процентов в «Русской фитнес группе», управляющей сетями World Class и «ФизКульт» (основаны в 2006 году). В 2014 году 22,5-процентную долю в «Русской фитнес группе» за 19 миллионов долларов приобрел «ВТБ Капитал».Наталья Касперская
Сооснователь «Лаборатории Касперского», владелец компании InfoWatch. Ее состояние оценивается в 230 миллионов долларов. Касперская (в девичестве Штуцер) вышла замуж в институте в конце 1980-х, родила двоих детей. В начале 1990-х выпускник математического факультета Высшей школы КГБ Евгений Касперский занимался разработкой антивирусного программного обеспечения в научно-техническом центре КАМИ, основанном его знакомым. В 1994 году Наталья пришла в КАМИ продавцом программных продуктов. Вскоре лаборатория Гамбургского университета признала антивирус Касперского AVP Toolkit Pro самым эффективным из имеющихся. Бизнес приносил доход на уровне 100-200 долларов в месяц. В 1997 году Касперский вместе с командой единомышленников основал собственную компанию, и Наталья убедила супруга в качестве названия и будущего бренда использовать собственную фамилию. Так возникла «Лаборатория Касперского», соучредителем и генеральным директором которой стала Наталья. Спустя год Касперские развелись, но долгое время оставались партнерами по бизнесу — Наталья занимала пост гендиректора компании вплоть до 2007 года. После чего возглавила проект, созданный на базе «Лаборатории Касперского», — фирму InfoWatch, занимающуюся программами для защиты от утечек информации. «Удачный бизнес может рассорить даже самых близких людей. Да и становятся со временем они разными. Мой бывший муж в 95 и в 05 – это два противоположных человека»Татьяна Бакальчук
Основатель и гендиректор одного из самых успешных российских стартапов, крупнейшего в России онлайн-магазина брендовой одежды и обуви Wildberries. Состояние — 380 миллионов долларов. Выпускница Московского областного социально-гуманитарного института, преподаватель английского языка в 2004 году в отпуске по уходу за ребенком решила пополнить семейный бюджет, перепродавая одежду из немецких каталогов Otto и Quelle. Открыла вместе с мужем интернет-магазин. Маленький семейный бизнес, изначально базировавшийся в квартире, выступавшей в роли и офиса, и склада, за десять лет превратился в крупное предприятие со штатом около 4,5 тысяч человек и 150 пунктами самовывоза. Бакальчук, развивая успех, не боялась экспериментировать — первой на рынке дала возможность отказаться от уже заказанной покупки, что привлекло множество новых покупателей. Компания уже вышла за пределы России: доставляет одежду в Казахстан и Белоруссию. На Wildberries представлено почти 2 тысячи брендов и 100 тысяч моделей, у магазина более 2,5 миллиона покупателей. По данным LiveInternet, сайт ежемесячно посещают свыше 10 миллионов пользователей. По информации RetailerRussia, выручка онлайн-ретейлера за 2013 год составила 13,4 миллиарда рублей. «Когда мы только начинали, мало кто мог подумать, какого масштаба достигнет наша идея» Урсула Бернс Генеральный директор компании Xerox – первая афроамериканка, возглавившая одну из крупнейших корпораций США. Она пришла в Xerox простым инженером-стажером и дослужилась до должности исполнительного директора компании. Сегодня она также является председателем Американского совета по экспорту при президенте США. Муслима Латыпова Как и многие российские бизнесмены-мужчины, Муслима начинала свой бизнес в 90-е. До этого она успела поработать продавцом в магазине и директором столовой, что дало необходимый опыт. После этого она открыла несколько оптовых точек, используя зарубежный опыт развития малого бизнеса, а уже в 1998 году арендовала помещение бывшего советского магазина и создала первый «Бахетле». Сейчас ее компания является лидером в сфере кондитерских и кулинарных услуг, а сама женщина стабильно входит в список самых успешных бизнес-леди России. Кроме всего прочего, Муслима владеет торговыми центрами в Татарстане и занимается ювелирным делом. «В зале собирались почти все сотрудники. И только после того, как выпечка понравится хотя бы десяти из них, мы пускали ее в продажу» Эсте Лаудер Эсте Лаудер, дочь еврейских иммигрантов, родившаяся в трущобах Нью-Йорка, прошла путь от продавца натуральных домашних кремов для лица до владелицы косметической империи. В 2003 году основанная ею компания Esteе Lauder заняла 249-е место в списке 500 крупнейших корпораций США с годовым доходом в 4,74 миллиарда долларов. Секрет успеха: антивозрастная косметика по рецептуре дядюшки Джона плюс успешная рекламная стратегия. Деловые принципы:«Как только вы повернулись к покупателю спиной, вы его потеряли». Эсте Лаудер первой предложила своим покупательницам бесплатные пробники и подарки за покупку и обожала сама консультировать клиенток.«Время не на вашей стороне, а я — да!» — лишь один из ее знаменитых рекламных лозунгов.
Злые языки утверждали, что такой наивный «женский» подход до добра не доведет, но система, запущенная Лаудер, очень скоро принесла свои плоды. Коко Шанель